12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория20
2

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Оранжевое небо"

Рабочая программа внеурочной деятельности Автор программы: учитель начальных классов и изобразительного искусства в 1-6 классах Герасименко Виктория Владимировна. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г)


Курс «Оранжевое небо»

Направление: духовно-нравственное.

Срок реализации 1 год

1 класс


Пояснительная записка


Актуальность программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся постепенно погружаются в мир изобразительного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую деятельность ребенка. Первый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.


Новизна данного курса заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС. Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют.


Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

Принцип преемственности (содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыков, полученных на более ранних этапах)

Принцип практической направленности (умение применять полученные ЗУН в другие сферы, осознание ребёнком того, что это ему всё пригодится)

Принцип доступности (процесс усвоения знаний, умений и навыков учитывает возрастные особенности обучающихся)

Принцип сотрудничества (ребёнок всегда может обратиться за помощью к педагогу, педагог -его друг и старший помощник)

Принцип гуманно- личностного подхода к каждому ребёнку (поддержка личности, уважения и любви к ребёнку, веру в его творческие силы)

Принцип опоры на личный опыт обучающихся.

Принцип комплексности обучающих, развивающих и воспитательных воздействий (это даёт гарантию на развитие творческого потенциала личности ребёнка.


Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий рисованием, лепкой, аппликацией обязателен. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с группой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создавать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно-изобразительному творчеству детей.

Встречи в мастерской «Оранжевое небо» – новая, отличная от традиционных форма развития в изобразительной деятельности. В ней:

активно используются модели, алгоритмы, схемы и конструкции для естественного освоения процесса изображения;

каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов;

обязательна мотивировка исполнения рисунка, занятия рисованием проводятся только в состоянии творческого подъема и желания творить.

Во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие изобразительные способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в Мастерской интересной и увлекательной.

Все встречи основаны на обязательной мотивировке изобразительной деятельности детей и созидательном труде.


Целью учебной программы является – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.


Реализация  цели  учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьников;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

воспитание интереса к изобразительному искусству;

обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств

развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности;

совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5-7,5 лет (1-й класс), которые проявляют интерес к изобразительной деятельности, имеют художественные задатки. Группа обучающихся может состоять из 12-15 детей.


Сроки реализации рабочей программы. Программа разработана для учащихся 1 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 33 часа.

 

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).


В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие типы:

 приобретение новых знаний (руководитель сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;

 занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством руководителя);

 повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками). Подобные занятия является заключительными;

 комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. В зависимости от особенностей темы и содержания работы предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

- ¾ всего времени отводится на практическую деятельность

- объекты творчества должны быть значимы для самих обучающихся

- система усложняющихся заданий

- на занятиях предусматривается творческий и исполнительский компонент

- создание увлекательной атмосферы занятий

- знакомство с историческим наследием, народными традициями

- использование различных методов диагностики для определения уровня развития творческого потенциала личности детей.


Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.


Формы и средства контроля

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

- наблюдение за работой учеников;

- выставка детских работ:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся;

- участие в конкурсах;

- создание портфолио (сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, также в портфолио ученика могут включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.д.)


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.


Требования к планируемым результатам освоения программы:


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результаты действия;

Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- высказываться в устной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончании курса обучающиеся должны знать:

о значении изобразительного искусства в жизни человека;

основные виды изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

несколько народных художественных промыслов России;

разные художественные материалы;

понимать, что такое натюрморт, пейзаж;

передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

выполнять узор в квадрате, полосе из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

Должны уметь:

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

уметь смешивать краски для получения новых оттенков;

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры);

владеть навыком работы в конкретном материале.


Таблица диагностики, средства контроля.

пор

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

1

Удержание карандаша, кисти.

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2

Работа с красками и карандашом


Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3

Компоновка листа.


Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4

Пластические умения.


Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

5

Умение вырезания.


Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

6

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

7

Творческий подход.


Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.


3. Учебный план

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж по ТБ. Введение в образовательную программу

1

2

В мастерской художника

8

3

Живопись и графика

9

4

В гостях у народных мастеров. Приобщение к истокам

7

5

Учимся у природы

5

6

В гостях у художника портретиста

2

7

Итоговые обобщающие занятия

1


Всего часов

33


4. Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Всего

В том числе

теория

практика

Введение

1

0,5

0,5

1.1

Вводный инструктаж по техники безопасной работы. Введение в образовательную программу.

1

0,5

0,5

«В мастерской художника»

8

1,5

6,5

2.1

Приглашение в творческую мастерскую.

Мастера-братья.

1

0,5

0,5

2.2

Художники-пейзажисты. Осенний пейзаж.

1

0,5

0,5

2.3

Выставка художников-пейзажистов. Осенний пейзаж.

1

0,5

0,5

2.4

Рисуем ватными палочками. Листопад.

1

-

1

2.5

Рисуем ладошками. Аквариум.

1

-

1

2.6

Аппликация. Коллективная работа. Подарок осени.

1

-

1

2.7

Аппликация. Коллективная работа. Подарок осени.

1

-

1

2.8

Рисуем пятном. Осеннее дерево.

1

-

1

3. «Живопись и графика»

9

2,5

6,5

3.1

Палитра. Рисование радуги.

1

0,5

0,5

3.2

Цвет как средство выразительности. Цветовой круг.

1

0,5

0,5

3.3

Основные и дополнительные цвета.

1

0,5

0,5

3.4

Теплые и холодные цвета.

1

0,5

0,5

3.5

Графика. Штрих, точка, линия.

1

0,5

0,5

3.6

Графика. Штрих, точка, линия. Новогодние шары.

1

-

1

3.7

Графика. Штрих, точка, линия. 2017 - Год петуха

1

-

1

3.8

Теплые цвета. Жар Птица.

1

-

1

3.9

Холодные цвета. Зимний пейзаж.

1

-

1

4.«В гостях у народных мастеров.

Приобщение к истокам»

7

2,5

4,5

4.1

«В музее народных промыслов русского народа»

1

1

-

4.2

Гжельские цветы.

1

0,5

0,5

4.3

Посуда гжельских мастеров.

1

-

1

4.4

Золотая хохлома. Цветочные мотивы.

1

0,5

0,5

4.5

Золотая хохлома. Цветочные мотивы.

1

-

1

4.6

Дымковская игрушка. Подбери узор.

1

0,5

0,5

4.7

Дымковская игрушка. Найди силуэт пару.

1

-

1

5. «Учимся у природы»

7

0,5

6,5

5.1

Перспектива. Рисуем пейзаж с тремя холмами.

1

0,5

0,5

5.2

Перспектива. Рисуем пейзаж с тремя холмами.

1

-

1

5.3

Цветочная поляна.

1

-

1

5.4

Поэтапное рисование насекомых. Пчела.

1

-

1

5.5

Поэтапное рисование насекомых. Бабочка.

1

-

1

5.6

Морские просторы.

1

-

1

5.7

Морские обитатели. Осьминог.

1

-

1

6. Итоговые обобщающие занятия

1

1

1

7.1

Итоговое занятие – викторина «Знатоки изобразительного искусства». Отчетная выставка творческих работ

1

1

-



5.Содержание деятельности

Раздел 1. Введение в программу (1ч)

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство с детьми. Проведение первичного инструктажа ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.

Практическое задание: Рисование на свободную тему. Нарисовать, что умеешь и любишь рисовать.

Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей.


Раздел 2. «В мастерской художника» (8ч)

Тема 2.1. Приглашение в мастерскую художника.

Вводное занятие, знакомство с мастерами (Художник, декоратор, архитектор). Рассказ о мастерской, в которой рождаются произведения изобразительного искусства. Знакомство с деятельностью художника.

Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников.

Задание: Дорисовать круги до любого предмета или нескольких предметов.

Материалы: лист А4 с 6 кругами в два ряда и карандаши.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 2.2. Художники-пейзажисты. Осенний пейзаж.

Рассказать о художниках- пейзажистах. Познакомить с техникой рисования Фроттаж.

Задание: рисование листьев в технике форттаж. Название происходит от французского слова frottaqe (натирание). Под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность (осенние листья) и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется рисунок.

Материалы: бумага, осенние листья, мелки или карандаши.

Зрительный ряд: осенние зарисовки, презентация.


Тема 2.3. Выставка художников-пейзажистов. Осенний пейзаж.

Рассказать о художнике - пейзажисте И.И.Левитане. Познакомить с техникой рисования печать листьями, тычка.

Задание: рисование осеннего пейзажа в технике «Печать листьями» и «Тычка». Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Материалы: бумага, осенние листья, гуашь.

Зрительный ряд: И.И.Левитан «Золотая осень», презентация.


Тема 2.4. Рисуем ватными палочками. Листопад.

Учимся рисовать пятном в технике тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, карандаш с ластиком. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

Задание: работа над панно «Листопад».

Материалы: лист А4 оранжевого цвета, гуашь, карандаш с ластиком на обратной стороне или ватные палочки.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением осенних деревьев, презентация.


Тема 2.5. Рисуем ладошками. Аквариум.

Учимся рисовать ладошками. Ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается. Или обведение ладошки и прорисовывание до сюжетной линии.

Задание: работа над панно «Аквариум» или «Морское дно».

Материалы: лист А4, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением животных, презентация.


Тема 2.6. – 2.7. Аппликация ладошками. Подарок осени.

Учимся делать аппликацию ладошками. Ребенок обводит ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге, вырезает и создает композицию.

Задание: работа над коллективным панно «Подарок осени».

Материалы: лист А4, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением цветов, презентация


Тема 2.8. Осеннее дерево.

Учимся рисовать пятном рисовать в технике кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Задание: работа над панно «Осеннее дерево».

Материалы: лист А4, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением осенних деревьев.


Раздел 3. «Живопись и графика» (9ч)

Тема 3.1. Цвет – основа живописи. Рисование радуги.

Познакомить с техникой рисования губкой. Упражнять в передаче разной тональности радуги. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?)

Задание: рисование радуги.

Материалы: бумага голубого цвета, гуашь, губка, резиночки для крепления губки, деревянная лопатка, облака из белой бумаги.

Зрительный ряд: картинки с изображением радуги, презентация.


Тема 3.2. Цвет как средство выразительности. Цветовой круг.

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Работа в технике мозаика. Упражнять в передаче разной тональности теплого и холодного цвета.

Задание: раскрасить клоуна в теплые цвета. Фон рисунка - в холодные.

Материалы: рисунок клоуна, цветные карандаши.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 3.3. Основные и дополнительные цвета. Цветовой круг.

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Работа в технике смешивания.

Задание: Нарисовать цветовой круг. Получить дополнительные цвета.

Материалы: акварель, гуашь, кисти, баночка, бумага А4.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 3.4. Теплые и холодные цвета. Воздушные шары.

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Работа в технике рисования пальчиками. Упражнять в передаче разной тональности теплого и холодного цвета.

Задание: Нарисовать связку воздушных шаров теплого или холодного оттенка.

Материалы: гуашь, тряпочка, бумага А4.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 3.5.- 3.6.- 3.7. Графика. Штрих, точка, линия.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Работа в технике штрих, линия, точка. Штриховка поверхности различными способами.

Задание: Нарисовать елочные шары, символ года 2017-петуха и раскрасить разными графическими линиями.

Материалы: гелиевые ручки, бумага А4, простой карандаш.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 3.8. Теплые цвета. Жар Птица.

Закрепление рисования ладошками. Работа в технике штрих, линия, точка. Упражнять в передаче разной тональности теплого цвета.

Задание: Нарисовать в теплой тональности жар птицу раскрасить разными графическими линиями.

Материалы: гелиевые ручки, бумага А4, простой карандаш.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 3.9. Холодные цвета. Зимний пейзаж.

Работа в технике рисование солью. На готовый контур наносится клей ПВА и посыпается солью. Лишняя соль стряхивается. На высохшую соль наносится примакивая кисточкой гуашь, чтобы соль не осыпалась. Упражнять в передаче разной тональности холодного цвета.

Задание: Нарисовать зимний пейзаж.

Материалы: мелкая соль, картон А4 синего цвета, простой карандаш, клей ПВА.

Зрительный ряд: презентация.


Раздел 4. «В гостях у народных мастеров. Приобщение к истокам» (7ч)

Тема 4.1 «В музее народных промыслов русского народа»

Знакомство с творчеством русского народа. Провести интерактивную экскурсию.

Задание: игра «Разбитые блюда»

Материалы: кусочки-рисунки «разбитых блюд»

Зрительный ряд: презентация.


Тема 4.2. Гжельские цветы.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Познакомить ребят с народным промыслом Гжели. Познакомить с приемами росписи.

Задание: упражнение в рисовании гжельских цветов.

Материалы: белая бумага, синяя гуашь, кисти.

Зрительный ряд: изделия мастеров Гжели, презентация.


Тема 4.3. Посуда гжельских мастеров.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Познакомить с приемами росписи посуды.

Задание: украсить посуду цветами.

Материалы: вырезанные из белой бумаги предметы посуды; синяя гуашь, кисти.

Зрительный ряд: модели последовательности изображения гжельских цветов; предметы гжели с цветочными узорами.


Тема 4.4. Золотая хохлома. Цветочные мотивы.

Познакомить ребят с народным промыслом Хохломы. Познакомить с приемами росписи «Цветы» и «Ягоды». Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Задание: вырезание из бумаги фигурки и роспись в стиле мастеров Хохломы.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти, ножницы.


Тема 4.5. Золотая хохлома. Цветочные мотивы.

Закрепить умения рисовать узоры. Познакомить с приемами росписи посуды. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Задание: рисование узора из цветов и листьев в стиле хохломской росписи.

Материалы: белая бумага, акварель, кисти.

Зрительный ряд: элементы хохломских узоров; рисунок-образец.


Тема 4.6. Дымковская игрушка. Подбери узор.

Расширить представление детей о народном промысле Дымкова. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Задание: выполнение упражнений: «подбери к силуэту пару», к силуэтному изображению необходимо найти цветное воспроизведение.

Материалы: белые силуэты игрушек и цветные силуэты.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, таблица «элементы дымковской росписи»; презентация.


Тема 4.7. Красота дымковского орнамента. Найди силуэту пару.

Познакомить детей с приемами выполнения элементов дымковской росписи.

Задание: украшение шаблонов игрушек дымковскими узорами.

Материалы: шаблоны игрушек из белой бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, таблица «элементы дымковской росписи»; презентация.


Раздел 5. «Учимся у природы» (8 часов)

Тема 5.1.-5.2. Перспектива. Рисуем пейзаж с тремя холмами.

Познакомить с творчеством художников-пейзажистов. Учить соблюдать правила перспективы в пространстве. Обучение последовательному выполнение наброска

Задание: выбрать из предложенных репродукций, репродукции с пейзажами. Поэтапное рисование пейзажа с тремя холмами. Работа в технике штрих, линия, точка. Раскрасить разными графическими линиями.

Материалы: бумага, карандаши, гелевые ручки, фломастеры.

Зрительный ряд: презентация с изображением сказочных героев.


Тема 5.3. Цветочная поляна.

Обучение последовательному выполнение наброска цветочной поляны вид сверху, работа в цвете гуашью. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Задание: выполнение наброска цветочной поляны вид сверху, работа в цвете гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 5.4. Поэтапное рисование насекомых. Пчела.

Обучение последовательному рисованию пчелы.

Задание: нарисовать пчелу, вырезать, приклеить на поляну, работа в цвете гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 5.5. Поэтапное рисование насекомых. Бабочка.

Рисование бабочки в технике кляксографии, работа в цвете гуашью.

Задание: выполнение рисунка бабочки, работа в цвете гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 5.6. Морское дно.

Познакомить с художниками – моренистами. Рисование моря в технике мятой бумагой, работа в цвете гуашью.

Задание: выполнение рисунка моря, работа в цвете гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация.


Тема 5.7. Поэтапное рисование морских животных. Осьминог.

Обучение последовательному рисованию осьминога.

Задание: выполнение рисунка осьминога, работа в цвете гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация.


Раздел 6. Итоговые обобщающие занятия. ( 1 час)

Тема 6.1. Итоговое занятие – викторина «Знатоки изобразительного искусства». Отчетная выставка творческих работ.

Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку.

Игра-викторина, обобщающее занятие по всем темам за год.

Зрительный ряд: презентация.


Виды техник.

Печать листьями.

Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование пальчиками.

Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой. 

Ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком.

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Раздувание краски.

На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Монотипия.

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Фотокопия – рисование свечой.

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Проступающий рисунок.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки.

Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Мрамирование бумаги. 

Равномерным толстым слоем наносится пена для бритья на тарелку Смешиваются краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки капается  краска разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Той же кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Затем берётся лист бумаги и аккуратно прикладывается к поверхности получившейся узорчатой пены.

Лист кладётся на стол. Остаётся только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.

Граттаж. 

Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Раскрашивается лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.

В том случае, если нет восковых мелков используется акварельная краска. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.

В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуни, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью. Дайте краске хорошенько просохнуть.

Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Пластилинография.

Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Рисование солью.

 На готовый контур наносится клей ПВА и посыпается солью. Лишняя соль стряхивается. На высохшую соль наносится примакивая кисточкой гуашь, что бы соль не осыпалась.

Рисование веревочкой. 

Сначала веревочкой выкладываются простые узоры, петельки, а затем фон закрашивается карандашами или красками.

Рисование ластиком. 

Заштриховать лист бумаги простым карандашом

Затем берем ластик и стираем задуманный рисунок по контуру.

Тиснение. 

Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.

Процарапывание- графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру. Так как создается линией разного направления, длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости от того, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. 

Существует два технических приёма: 1) вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2) лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

Рисование манкой.

Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Рисование на мятой бумаге. 

На мятую бумагу наносится задуманный рисунок. Техника интересна тем, что при закрашивании в местах сгиба краска приобретает более темный цвет.

Набрызг. 

Краска набирается на ворс зубной щетки. Затем разбрызгивается быстрым движением палочкой по ворсу по направлению к себе.

Фроттаж. 

Название происходит от французского слова frottaqe (натирание). Суть этой техники заключается в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется рисунок.

Рисование нитками (ниткография).

 Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.


6. Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848

Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.

История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.

Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.

Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.

Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,1995

Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995.

Островский Г. Рассказ о русской живописи. Москва. Издательство «Изобразительное искусство», 1990 - 347 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.

Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.

Программы общеобразовательных учреждений (1-4 классы) «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Т.Я.Шпикалова. – М.: Просвещение, 1996. – 91с.

Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В.Гросул

Программа дополнительного художественного образования. Прикосновение (печатные техники).Е.И.Коротеева.

Программа дополнительного художественного образования. Волшебный мир народного искусства. О.И.Радомская.

Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др.. - М.: Просвещение, 1989. - 207

Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 80 с.

Фенина С. Беседы о русских художниках. Москва , Издательство «Русский язык», 1990. - 214 с.

Ю.М.Кирцер. Рисунок и живопись, 1992.

Учебно-наглядные пособия

Репродукции и слайды картин разных художников.

Серии фотографий и иллюстраций природы.

Фотографии и иллюстрации животных.

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Презентации учителя и учащихся к занятиям.

Фильмы об искусстве.

Используемые сайты:

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;

www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;

www.college.ru –«Открытый колледж» - сайт дистанционного обучения школьников;

http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;

www.museum.ru – Портал «Музеи России»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

www. Shtrih- 33.ucoz . штрих-школа творчества

www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения

www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения

www. Cd- izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.

К реализации программы художественного творчества привлечены следующие материально-техни­ческие ресурсы: помещение (учебный кабинет со столами, место для выставки);

компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности;

проектор - подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений;

принтер - дает возможность вывести на печать наглядный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет).

На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Экзамен художника Тюбика (Итоговый)

Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.

Ответьте на вопросы. Правильный ответ 1 балл (1 уровень)

1. На какие группы можно разделить цвета в палитре?

2. Как называется картина, на которой изображается природа?

3. Какие виды народного промысла вы знаете?

4. Изображение лица человека называется жан­ром...

5. Изображение животных называется жан­ром...

Сt1715761322aa.jpg осчитайте баллы и поставьте себе оценку




2 уровень. Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хоро­шо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как назы­вается комната, где работает художник.




18


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.